Современная мировая транспортная система объединяет в себе все виды транспорта: наземный (автомобильный и железнодорожный), водный (морской, озерный, речной), подземный (трубопроводный), воздушный (авиационный). Сегодня транспорт является ведущей отраслью материального производства, без которого преодолеть территориальный разрыв между производством товаров и их потреблением было бы невозможно. 4,2 трлн. долл. — именно во столько Всемирный банк оценил мировой транспортный рынок. Какой же является география и доля грузооборота мирового морского транспорта?
Краткая история становления и развития морского мирового транспорта
Когда мы говорим о развитии мирового морского транспорта, важно затронуть эпоху Великих географических открытий. В то время он сыграл огромную роль в формировании единого мирового рынка. Благодаря ему появилась возможность доставлять товары с одного континента на другой. С развитием капиталистических отношений начался его “золотой век”. С течением времени на смену морским и речным судам пришли пароходы с паровым двигателем, а затем — с дизельным.
Сегодня география мирового морского транспорта настолько широкая, что действительно охватывает весь мир. При этом общая протяженность морских трасс составляет несколько миллионов километров.
62% мирового грузооборота приходится именно на водный транспорт. Благодаря постоянному развитию этой сферы, сегодня актуально говорить о том, что океан перестал разъединять страны и континенты.
Морские транспорт чаще всего используют для транспортировки нефти и нефтепродуктов, руды, угля, зерна, другими словами массовых грузов. В мировом судоходстве лидером является Атлантический океан, на втором месте Тихий, а на третьем — Индийский. Интересно, что Суэцкий и Панамский канал, а также Гибралтарский пролив и пролив Ла-Манш, также вносят свой существенный вклад в формировании географии морского транспорта.
Главными направлениями морских перевозок являются следующие:
- Североатлантическое, которое связывает Европу с Северной Америкой и является самым крупным в мире.
- Южно-Атлантическое, которое связывает Европу с Южной Америкой.
- Западно-Атлантическое, которое связывает Европу с Африкой.
Тихий океан занимает второе место по объему морских перевозок и немного отстает от Атлантического. Его потенциал огромный, так как 30 государств выходит к его берегам с общей численностью населения в 2,5 млрд человек. Отличительная черта многих стран, таких как, например, Япония, заключается в высоком темпе экономического развития. Наиболее крупнейший грузопоток происходит между Японией и Соединенными Штатами Америки.
Специализируясь на внешнеторговых перевозках, морской транспорт обеспечил себе особое положение в мировой транспортной системе. Не имея альтернативы, он автоматически становится залогом бесперебойного функционирования мирового хозяйства.